четверг, 17 февраля 2022 г.

Консультация учителя-логопеда для родителей

 

Консультация учителя-логопеда для родителей детей подготовительной к школе группы

Тема: «Как правильно подготовить ребёнка к школе?»

Если ребёнок собирается поступить в 1 класс, то нет таких родителей, которые не испытывали бы чувства тревоги, волнения и беспокойства за своего ребёнка, связанного с новым этапом в его жизни. Это для родителей не только новый жизненный этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребёнка меняется всё -режим дня, занятия и обязанности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Маленькому человеку нелегко даже просто приспособиться к новым условиям, а уж достигнуть успехов, осваивая современные школьные программы, и вовсе сложная задача. Нельзя при этом забывать, что в любых условиях для каждого ребёнка очень важно постоянно получать поддержку и одобрение взрослых и чувствовать себя любимым. И совершенно очевидно, что родителям придётся приложить немало труда и терпения, проявить много любви и внимания, чтобы их дети хорошо учились, а проблемы, которые неизбежно появятся, решились бы безболезненно, грамотно и не отражались на физическом и психическом здоровье школьников.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас это не цель, а средства развития ребёнка. Главное – это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25-30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность инициативу, творчество в любом виде деятельности. Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будите отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни – подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки. Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие занятия.  Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

- подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки;

- найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект. Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму – рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом, мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок. Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебя воспитают!» Чтобы у ребёнка возникало ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь - сделайте перестановку в комнате, придумайте ему новые обязанности по дому и т.п. Много различных навыков у детей формирует детский сад. Навык, который, в основном, формирует школа – это навык письма. Как правильно сформировать навык письма? Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый подчерк - это в какой-то мере выражает внимательное отношение к другим людям. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Очень важно поставить руку, подготовить её к письму. Тут эффективна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами). Сначала для штриховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции из разных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в разных направлениях, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями. Следующий этап формирования навыка письма – умение писать элементы письменных букв. Далее из выученных элементов ребёнок составляет буквы и учится их писать. На этом этапе очень важно, чтобы у него сформировался зрительный образ буквы.

Игры для заучивания и запоминания графического изображения букв:

 Смоделировать буквы из пластилина;

 Буквы из счётных палочек или мозаики;

 Буквы из ниток;

 Буквы из проволоки;

 Рисование букв палочкой на земле, на снегу;

 Выкладывание букв из шишек, камешков, прутиков;

 Буквы, нарисованные красками с помощью кисточки;

 Буквы, нарисованные красками с помощью пальцев;

 Буквы, нарисованные мелками, на запотевшем стекле.

Ни в коем случае на этом этапе не требуйте от ребёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное увеличение скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули. Если вы заметили, что ребёнок постоянно пропускает буквы или слоги, меняет их, то торопитесь обратиться за помощью к логопеду, приходите на консультацию. Он даст более подробные рекомендации по устранению данных ошибок.

 

 

 

 

 

2 комментария: